Твердые коммунальные отходы (ТКО) – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Такое определение ТКО даёт действующее законодательство.
Коммунальная услуга по обращению с ТКО относительно новая. Ранее она фактически входила в состав содержания и ремонта общего имущества дома, однако с 2019 года стала самостоятельной услугой. Предоставлением коммунальной услуги, а именно, прежде всего, транспортировкой ТКО, занимается специальная «ресурсоснабжающая организация», которая называется – «Региональный оператор по обращению с ТКО». В каждом субъекте РФ определяется свой региональный оператор.
Договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным с региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии бумажного экземпляра договора, подписанного сторонами в виде единого документа.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО
Услуга по обращению с ТКО является довольно специфичной. Предоставление большинства других коммунальных услуг (за исключением ситуаций, когда речь идёт о мусоропроводах) заключается в деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в МКД (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг № 354). Однако услуга по обращению с ТКО фактически заключается в своевременном вывозе складируемого ТКО в местах их накопления. Кстати, важно заметить, что в случае складирования ТКО вне мест их накопления бремя по ликвидации несанкционированной свалки несёт собственник земельного участка, на котором (земельном участке) эта свалка образовалась (собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором).
Что же всё-таки подразумевается под своевременным вывозом?
Вывоз ТКО из мест их накопления должен осуществляться с соблюдением следующей периодичности:
в «холодное время года» (при среднесуточной температуре +4 °C и ниже) не реже 1 раза в трое суток;
в «теплое время» (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
При этом допустимое отклонение сроков:
– не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
– не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха до +4 °C и ниже;
– не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Такие требования установлены в пункте 17 Приложения № 1 к Правилам № 354.
При этом важно иметь в виду следующее:
Правилами обращения с ТКО № 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами, которая утверждается органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня работ по содержанию общего имущества № 290, к обязанностям УО относятся в том числе проведение работ по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Также этой нормой установлено, что в этом перечне понятие «уборка мест погрузки ТКО» используется в значении, предусмотренном Правилами № 1156.
В соответствии с вышеупомянутыми Правилами № 1156 под уборкой мест погрузки ТКО понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке отходов и перемещению их в мусоровоз.
Из этих норм следует несколько важных выводов:
- региональный оператор не отвечает за содержание мест накопления ТКО и обязан убрать только те ТКО, которые просыпались непосредственно при проведении процедур по их погрузке в мусоровозы;
- организация мест накопления ТКО возложена на организации, управляющие МКД. Между тем за органами местного самоуправления также закреплена обязанность по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО (особенно актуально в ситуациях, когда земельный участок, относящийся к общему имуществу дома, не позволяет организовать место накопления ТКО с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований);
- к полномочиям органов местного самоуправления также отнесено определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО. В таком реестре должна содержаться следующая информация: данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО; данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО; данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО. Подобные реестры обычно можно найти на официальных сайтах соответствующих администраций. Потребитель не вправе складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заполнять контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Довольно важным вопросом является также тема вывоза крупногабаритных отходов или КГО.
Согласно ранее упомянутым Правилам № 1156 ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. КГО должно складироваться в специализированных бункерах, однако нередко их нет, поэтому зачастую его складируют просто рядом с контейнерами, что не совсем правильно, но, как правило, региональные операторы всё равно транспортируют такой ресурс.
Проблемы, связанные с обращением ТКО
Как и любое новое регулирование, коммунальная услуга по обращению с ТКО имеет немало проблем регулирования. Часть из них была разрешена в рамках рассмотрения отдельных дел. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023 был утвержден «Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами» (далее – Обзор), поэтому ответы на отдельные вопросы разумно черпать именно оттуда, так как такими обзорами руководствуются при рассмотрении дел нижестоящие суды. Остановимся на некоторых проблемах подробнее.
Проблема 1. Если договор считается фактически заключенным со всеми потребителями коммунальных услуг, то при отсутствии места накопления ТКО для конкретного потребителя, обязан ли он оплачивать услугу?
Вопрос очень сложный и противоречивый. Отдельные суды, ссылаясь на то, что в силу действующего законодательства, если потребитель внесен в территориальную схему обращению с отходами в качестве источника образования отходов, то вывоз ТКО для него где-то осуществляется (если не установлено несанкционированных мест складирования ТКО рядом с потребителем). Таким образом, факт отсутствия в реестре мест накопления ТКО, утверждаемом соответствующим органом местного самоуправления, контейнерной площадки для конкретного потребителя не является основанием для того, чтобы не начислять ему плату за обращение с ТКО (Арбитражный суд Кировской области от 14.09.2020 по делу № А28 – 5414/2020), а услугу считать непредоставленной. Однако в Обзоре представлена несколько иная позиция, согласно которой в случае, если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО. Это явно положительный сдвиг в сторону защиты прав потребителей.
Отчасти схожая позиция содержится и в п. 15 Обзора, где, несмотря на не урегулирование вопроса организации места накопления ТКО для товарищества (места накопления ТКО для соответствующего дома не было в территориальной схеме, товарищество обращалось к региональному оператору с требованием о применении способа складирования ТКО в пакетах и иных емкостях, предоставленных региональным оператором, что является допустимым в соответствии с Правилами № 1156, однако региональный оператор не принял мер к урегулированию разногласий), региональный оператор требовал оплаты своих услуг, так как, по его мнению, осуществлял вывоз из другого места, которое находилось в 9 км от дома, которым товарищество управляло. Суды первой и второй инстанции согласились с региональным оператором, однако кассационная инстанция указала на то, что место накопления ТКО, с которого региональный оператор осуществлял вывоз, не предназначено для использования товариществом. Товарищество самостоятельно заключило договор с иной организацией на вывоз ТКО, чем оплатило негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, позиция регионального оператора, согласно которой услуга по обращению с ТКО оказана вне зависимости от места их складирования, противоречит действующему законодательству и материалам дела.
Проблема 2. Обязан ли региональный оператор соблюдать периодичность вывоза ТКО, установленную Правилами предоставления коммунальных услуг № 354, если фактически контейнеры в местах накопления не заполняются в установленные правилами периоды?
Правила № 354 недаром называются «Правила предоставления коммунальных услуг», так как ими устанавливаются в том числе требования к качеству предоставляемых услуг. Существует установленная периодичность вывоза ТКО, которая зависит от температуры наружного воздуха. В приложении № 1 к Правилам № 354 качество услуги никак не связано с фактическим заполнением контейнеров. Качественным показателем предоставляемой коммунальной услуги определена только периодичность. За нарушение периодичности вывоза ТКО региональным оператором должен производиться перерасчет платы за услугу, а если такое нарушение было установлено, например, органом жилищного надзора, то за него предусмотрена также ответственность в соответствии со статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Так, в пункте 16 Обзора приведен пример, когда для потребителя региональным оператором вывоз ТКО осуществлялся два раза в месяц. Потребитель счел это непредоставлением коммунальной услуги и не оплачивал услугу, однако региональный оператор с этим не согласился и подал в отношении этого лица иск о взыскании задолженности по оплате услуги и неустойки; потребитель не растерялся и подал встречный иск на перерасчет платы за некачественную услугу. Суд первой инстанции поддержал регионального оператора, однако вышестоящие суды с таким выводом не согласились. Суды апелляционной и кассационной инстанции указали на то, что услуга оказывалась ненадлежащего качества (с нарушением периодичности), что влечет за собой проведение за неё перерасчета платы.
Проблема 3. Что относится к ТКО, а также как соотносятся ТКО и КГО (крупногабаритные отходы)?
Сначала напомним, что в силу действующего законодательства понимается под ТКО и КГО:
твердые коммунальные отходы или ТКО – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
крупногабаритные отходы или КГО – твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Таким образом, КГО входят в состав ТКО. Но любое ли КГО входит в состав ТКО?
Однозначного нормативного документа, дающего разъяснения на этот вопрос, нет. Имеются отдельные разъяснения, из которых можно сделать вывод, что к КГО, входящему в состав ТКО следует относить именно то, что указано в скобках, а именно: мебель, бытовая техника и отходы непосредственно от текущего ремонта, но не капитального (то есть без сноса стен и др.). КГО от серьёзных строительных работ подлежит транспортировке на основании отдельного договора со специализированной организацией.
Вообще, вопрос того, что относится к ТКО, имеет ряд спорных моментов.
Согласно письму Минстроя России от 18.05.2018 № 22270-МП/06, а также отдельным разъяснениям от Минприроды России (например: письмо от 15.01.2019 № 12 – 50/00189-ОГ), в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к ТКО, в том числе: отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО; растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к ТКО.
В то же время, Минприроды России в разъяснениях на вопрос «Должен ли региональный оператор обеспечивать вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений» указывает, что зачастую понятие ТКО используется применительно к отходам, образующимся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории МКД и жилых домов (опиловка древесно-кустарниковой растительности, покос травы, отходы сельскохозяйственных культур при уборке приусадебных участков, отходы опавшей листвы в период листопада и т.п.), что не соответствует определению ТКО. Обращение с такими видами отходов должно осуществляться на основании отдельных договоров; оно не относится к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором.
Судебная практика по этому вопросу также неоднородна.
Тем не менее в положительном ключе хочется отметить Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 10.10.2023 № 16-КГ23 – 32-К4, которым, судя по всему, подобная практика будет сломлена и приведена к единому пониманию. Этим определением дело было возвращено на новое рассмотрение и в апреле 2024 определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции (дело № 88 – 11638/2024) поставлена точка – отходы, образовавшиеся от уборки за древесно-кустарниковыми посадками, произрастающими на придомовой территории, являются группой отходов, относящейся к ТКО.
Проблема 4. В соответствии с ранее действовавшими и текущими санитарно-эпидемиологическими требованиями, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до МКД, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах – не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах – не менее 15 метров. Является ли нарушение этого требования основанием для перерасчета платы?
Пока суды единогласны и указывают на то, что в Правилах № 354 не предусмотрено перерасчета платы за нарушение иных требований кроме нарушения периодичности вывоза. Таким образом, даже если контейнерная площадка, предназначенная для конкретного потребителя, находится от него на расстоянии хоть 3 километра, фактически услугу он получает, перерасчет не предусмотрен (для примера можно также привести дела №№ А28 – 11536/2019 и А28 – 12963/2019, дошедшие до кассационной инстанции).
Проблема 5. Обязанность по содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД возложена на организацию, осуществляющую управление МКД. Нередко придомовая территория не позволяет организовать собственную площадку для накопления ТКО, поэтому организуют одну площадку для нескольких домов. Как определить организацию, которая будет нести расходы на содержание такой площадки?
До недавнего времени данный вопрос имел ответ – площадку для складирования ТКО содержит организация, осуществляющая функции управления домом, на земельном участке которого такая площадка организована. Аналогично места накопления ТКО, организованные органами местного самоуправления, содержала соответствующая администрация.
Однако в пунктах 26 и 26.1 Обзора указана иная позиция, согласно которой, если контейнерная площадка предназначена для накопления ТКО нескольких МКД, расходы по ее содержанию распределяются между УО пропорционально общей площади помещений в МКД. такое регулирование выглядит более справедливым.
Конечно, проблема организации мест накопления ТКО для МКД, земельные участки которых не позволяют разместить такие объекты, остается, и пока очевидного решения нет. Видится необходимым прописать обязанность «соседей» (соседних МКД с большими земельными участками) или органа местного самоуправления предоставлять возможность пользоваться уже существующими местами накопления с добавлением контейнеров или выделения места (земельного участка) под организацию таких мест накопления ТКО.
Проблема 6. Отдельные нормы в части вопросов, касающихся сферы обращения (вывоза) с ТКО содержатся в СанПиН 2.1.3684 – 21. При этом пунктом 1 этого СанПиН определено, что установленные им правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Но вопросы качества регулируются Постановлением № 354. Также имеется ряд других нормативных актов в сфере регулирования вопросов, касающихся ТКО, например, уже упомянутые Правил № 1156, а также ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и другие. Сравнивая СанПиН 2.1.3684 – 21 с иными нормативными актами сталкиваемся со следующими несостыковками.
Согласно СанПиН (пункт 10) контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки. Из этой нормы как будто бы следует, что если загрязнение площадки образовалось в момент погрузки ТКО (КГО), то устранить такое загрязнение должна организация, осуществляющая функции по обслуживанию этой площадки (как правило, это УО или орган местного самоуправления), в то время как в силу Правил № 1156 действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке отходов и перемещению их в мусоровоз из места накопления ТКО осуществляются региональным оператором.
В соответствии с пунктом 13 СанПиН, хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, а при температуре плюс 5 °C и выше – не реже 1 раза в 7 суток. Таким образом, СанПиН разделяет периодичность вывоза ТКО и КГО. В то же время сам СанПиН не содержит собственного понятийного аппарата и не даёт определений для ТКО и КГО. Но, как нам известно, КГО, размещаемые вместе с ТКО (в местах накопления), по сути являются частью ТКО. Более того, в ранее приведенном пункте 10 СанПиН ТКО и КГО указаны рядом, однако периодичность вывоза КГО СанПиН задаёт иную, чем для ТКО, как будто бы разделяя эти виды отходов. В судебной практике это породило ряд проблем: некоторые суды считают, что КГО, относящееся к ТКО, должно вывозиться одновременно с остальным ТКО и подчиняться всем правилам вывоза ТКО; иные же, ссылаясь на СанПиН, указывают на то, что периодичность вывоза КГО отличается, от периодичности вывоза ТКО.
Так, например, в деле № А43 – 19209/2020 (Постановление кассационной инстанции вынесено 25.01.2021) судом было принято во внимание, что вывоз КГО должен осуществляться не реже, чем один раз в семь суток, то есть применены нормы СанПиН. Однако в более «позднем» деле № А11 – 13141/2023 суд указал на то, что с учетом требований Правил № 354 вывоз КГО должен осуществляться в общем порядке, то есть в «теплый период» не реже одного раза в сутки, в «холодный» – одного раза в трое суток, в то время как региональный оператор как раз осуществлял вывоз КГО один раз в семь суток. На момент написания статьи на такое решение подана апелляционная жалоба.
Важно отметить, что в Правила № 354 Постановлением Правительства РФ от 24.05.2024 № 671 «О коммерческом учете объеме и (или) массы твердых коммунальных отходов» внесены изменения, в соответствии с которым из пункта 17 приложения № 1 к Правилам № 354 исключены слова о периодичности вывоза ТКО и теперь такая периодичность «привязана» к нормам СанПиН. Возможно такое изменение устранит рассматриваемую проблему, однако на момент написания статьи это изменение «свежее», и говорить о новой устоявшейся судебной практике преждевременно.
Проблема 7. Согласно нормативным требованиям, вывоз ТКО из мест их накопления должен осуществляться с соблюдением следующей периодичности: в холодное время года (при среднесуточной температуре +4 °C и ниже) не реже 1 раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Что такое среднесуточная температура, как она высчитывается и где её взять? Что делать, если менее трёх суток был «холодный» период и он «разбивался» «теплым»?
Универсальных ответов нет.
На сайте Gismeteo имеется раздел «Дневник погоды», оформленный под дневники погоды, которые заполняются школьниками. В этом разделе можно получить сведения, в том числе, о температуре воздуха за любой месяц вплоть до 1997 г. Температура на этом ресурсе указывается «днём» и «вечером». Учитывая отсутствие каких-либо нормативных разъяснений, одним из вариантов является использование вышеуказанного ресурса, при этом между температурой воздуха днем и вечером высчитывается средний арифметический показатель, который и принимается в качестве среднесуточного. Фактически Gismeteo является ресурсом, управляемом ООО «НПЦ «Мэп Мейкер», который обладает лицензией Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в том числе на формирование и ведение метеорологических банков данных. Важно отметить, что согласно пользовательскому соглашению материалы, размещенные на сайте, являются объектом интеллектуальной собственности.
Ответ на то, как оценить качество обращения с ТКО, когда среднесуточная температура воздуха была +4 °C и ниже менее трёх дней, потом был, например, один день «тёплого» периода, потом опять «холодного», невозможно дать. Можно лишь посоветовать исходить из того, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого лица, поэтому пытаться обосновать нарушения периодичности вывоза ТКО при таких «качелях» почти невозможно.
Итак, теперь у нас есть обширные знания в области обращения с ТКО, и можно перейти к вопросу оценки качества предоставления этой услуги потребителям. Для этого была разработана авторская таблица, которая может помочь в этом непростом деле, но о ней будет рассказано в следующей части.
Таблица расчета качества предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
Таблица учёта вывоза ТКО для ЖКХ НьюсСкачать
Представленная таблица применялась на практике, в целях ускорения и облегчения работы по оценке соблюдения периодичности вывоза ТКО, с последующим привлечением регионального оператора по обращению с ТКО к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также требования перерасчета платы за эту услугу (в случае выявления нарушений).
Безусловно, для обычного потребителя её заполнение может вызвать сложности, тем не менее сведения о погодных условиях можно найти в общем доступе, а информацию о вывозе можно затребовать у регионального оператора, у которого в силу подпункта «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» транспортные средства, осуществляющие транспортировку ТКО, должны быть оснащены навигационной системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, которая фиксирует их передвижение и остановки. При оценке судами периодичности вывоза ТКО в качестве доказательств о том, что мусоровоз был на конкретной мусорной площадке в конкретное время, учитываются сведения из путевых журналов, а также архивов указанных навигационных систем (например: дела №№ А11 – 10191/2023, А11 – 10194/2023, А43 – 19842/2021, А43 – 29266/2019). Также можно актировать факты невывоза ТКО из места их накопления с обязательным формированием фотоматериалов, на которых, в частности, обязательно стоит фиксировать адрес места нахождения площадки (адресную табличку ближайшего года или иные адресные ориентиры, которые могут позволить подтвердить факт места нахождения соответствующей площадки), в противном случае суды нередко не принимают такие данные, указывая на невозможность определения адресной привязки конкретного места накопления ТКО (например: дела №№ А43 – 35203/2021, А43 – 41335/2021, А43 – 35201/2021).
Необходимо отметить, что прямо действующим законодательством обязанность по предоставлению сведений о фактических вывозах ТКО из мест их накопления не прописана, в то же время, в соответствии с Постановлениями Правительства РФ, которыми утверждены Правила обращения с ТКО № 1156 и Правилами предоставления коммунальных услуг № 354 к обязанностям регионального оператора отнесено, в том числе:
- предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ;
- обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых ТКО в соответствии с законодательством РФ;
- предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
- отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением договора, в течение срока, установленного законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан;
- производить в установленном порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, а также производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за обращение с ТКО.
Системное толкование этих обязанностей указывает на то, что раз региональный оператор должен предоставлять информацию, как подтверждающую предоставление коммунальной услуги надлежащего качества, так и обоснованности произведенных начислений, то по логике, к такой информации должны относиться и сведения, указывающие на соблюдение периодичности вывоза ТКО из мест их накопления.
Для заполнения таблицы нужны сведения о фактических датах и времени вывоза ТКО (как вариант, эти сведения можно также получить с камер видеонаблюдения, при их наличии), а также сведения о температурных параметрах, которые можно получить, используя общедоступные сервисы, однако такие сервисы должны иметь лицензию на осуществление метеорологической деятельности. При этом также необходимо учесть, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3‑х суток.
Таблица состоит из 12 столбцов: 1) порядковый номер – нет смысла что-то пояснять. Между тем, в представленном образце под порядковым номером «1» представлен вариант для расчетов по «холодному» периоду, то есть при среднесуточных температурах до +4 °C, а под порядковым номером «2» – для «теплого» (среднесуточные температуры +5 °C и выше); 2) адрес места накопления ТКО – здесь речь идёт именно об адресе места накопления ТКО, а не адресе МКД или нежилого здания/помещения, привязанного к соответствующему месту накопления. Адресную привязку места накопления ТКО следует искать в реестре мест накопления ТКО, который обязан вести орган местного самоуправления; 3), 4), 5) и 6) это вспомогательные столбцы, необходимые для расчетов периодичности вывоза ТКО. Их заполнение зависит от того какой период оценивается «холодный» (до +4 °C включительно) или «теплый» (от +5 °C и выше). Для «тёплого» периода столбцы 3), 4), 5) и 6) заполняются следующим образом – 1, 24:00:00, 24:00:00, 72:00:00 (в столбцах 4), 5) и 6) предусмотрен формат заполнения «время», поэтому достаточно набрать 24, 48 и 72); для «холодного» – 72:00:00, 48:00:00, 72:00:00. То есть в этих столбцах задаются нормативные условия по периодичности вывоза. 24:00:00 – это одни сутки, аналогично с 48:00:00, 72:00:00 – двое и трое суток соответственно. Повторимся, что в силу требований действующего на момент написания статьи нормативные требования по периодичности вывоза звучат следующим образом:
в «холодное время года» (при среднесуточной температуре +4 °C и ниже) не реже 1 раза в трое суток;
в «теплое время» (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимое отклонение сроков:
– не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
– не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже;
– не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Не забываем, что всё можно копировать, каждый раз заполнять вручную нет необходимости.
Возвратимся к заполнению таблицы. Столбец 7) это наименование месяца, который нами анализируется, смысла что-то пояснять нет. Для столбцов 8) и 9) в excel также выбраны соответствующие форматы заполнения ячейки (дата), поэтому их можно заполнять не обязательно один в один как в образце, но в итоге программа должна корректно воспринимать даты в этих ячейках. Столбец 10) будет заполняться самостоятельно при корректном заполнении столбцов 8) и 9) и отразит в часах разность между датой и временем предыдущего и последующего вывозов ТКО из места накопления.
Первое время её заполнение может вызывать сложности, но когда станет понятна общая логика её заполнения, то эта таблица может стать надёжным другом как для потребителя, так и для организации, осуществляющей управление домом.
Столбцы 11) и 12) также заполняются автоматически после заполнения столбцов 8) и 9). Если в столбце 11) появляется значение, отличное от «0», то имеется факт нарушения в части нормативов по единовременному вывозу (в образце это ячейки К8 – 10; К17 – 19). Нарушение же суммарного сверхнормативного срока вывоза ТКО оценивается ежемесячно (можно и в меньший срок в пределах конкретного месяца, но по общему правилу это целый месяц). Для этого в таблицу введена ячейка «Суммарное сверхнормативное отклонение по вывозу ТКО», которое просчитывается отдельно. О нарушении в этой ячейке будет свидетельствовать наличие в этой ячейке любого значения, отличного от «0» (значение в этой ячейке уже учитывает, что из его суммы вычитается норматив в 72 часа, то есть в ячейке отображается уже реально сверхнормативное превышение допустимых параметров).
Никто не мешает экспериментировать, чтобы понять логику работы таблицы.
Автор надеется, что таблица поможет кому-то защитить свои права во взаимоотношениях с региональным оператором будь это обычный потребитель или организация, управляющая домом.
Авторы таблицы – Харин Д.С. и Фесан С.В.; автор материала – Харин Д.С.