
В афише "Современника" {вновь} появились "Двое на качелях" – символический для театра спектакль восстановили в год 90-летия Галины Волчек. Когда-то точно эта постановка стала для нее дебютом в режиссуре, а для самой сцены на Чистых прудах – безусловным символом и знаком качества на долгие годы. Создатели обновленной версии к процессу подошли с интересом исследователей – они не легко восстановили действо, а попытались соединить в нем все наилучшее из предыдущих редакций.
© Российская Газета
Пьесу Уильяма Гибсона Галина Волчек поставила первый раз в 1962 году, но эта история ее не отпускала – позже режиссер и худрук "Современника" многократно к ней возвращалась. Еще одну версию спектакля она выпустила в 2015 году, и волею судьбы "Двое на качелях" стали не только первой, но и последней ее режиссерской работой, словно закольцевав творческую судьбу.
Суммарно постановка шла на этой сцене 3-и 10-ка лет, была любима зрителем, а первыми исполнителями ролей Джерри и Гитель были легендарные Миша Козаков и Татьяна Лаврова. После – артисты многократно менялись, но это постоянно был вдохновляющий артистический дуэт.
В нынешней версии на сцене – Татьяна Бабенкова и Юрий Чурсин, который и стал творцом новой редакции. Оба артиста де-факто дебютируют в "Современнике" – для Юрия Чурсина это первая работа тут, а Татьяна Бабенкова сотрудничает с московским театром с прошедшего года. И нужно сказать, задача перед ним стояла столь же непростая, как и сама пьеса. Не понапрасну Галина Волчек называла "Двое на качелях" своим поклоном русскому психологическому театру: сюжет, который можно описать в двух словах, – в большом городе встречаются 2-ва одиноких сердца – держится исключительно на артистах, которые должны суметь доказательно разъяснить зрителю все эфемерные хитросплетения чувств геров, их реакции, метания. Ведь Джерри вроде и привязан к Гитель, но на самом деле любит свою жену, которая от него ушла, а Гитель влюблена в Джерри, но понимает, что совместного будущего, о котором она мечтает, у них нет… Этими отношениями каждый, по сути, эгоистично заглушает свою собственную боль.
– Главной темой нашего спектакля и всего, что мы делаем, стала идея – человек несет ответственность за свою жизнь не за счет другого. Герои взрослеют у нас на глазах: они понимают, что любовь – это не владение, – сообщает Юрий Чурсин.
Так новая история возвращает нас к тому, о чем ставила свой спектакль Волчек: временами надо быть способным подарить свободу, освободить любя. Рассуждают создатели и об одиночестве – как с ним примириться?
Исполнители главных ролей не легко скопировали рисунок легендарной постановки, они изучали архивы, видеозаписи спектаклей разных лет, воспоминания постановщиков, отзывы зрителей. Над новым прочтением работали и те, кто сочинял "Двое на качелях" с Галиной Волчек в 2015 году – художник-постановщик Павел Каплевич, чьи неоновые декорации сохранены, и художник по свету Дамир Исмагилов. А в зрительном зале те, кому посчастливилось видеть предыдущие спектакли, найдут любопытные штрихи-отсылки к ним – где-то это костюмы, где-то музыка. Но основное – все же сама история, которая и нынче способна тронуть.
Галина Волчек как-то вспоминала: чтобы понять, расшифрует ли зритель все иероглифы, недосказанности, тонкости взаимоотношений Джерри и Гитель, она поймала на улице и привела на репетицию случайного мужичка с авоськой. Ему сыграли первый акт и, распросив о впечатлениях, поблагодарив, отпустили.
"И когда он пошел со своими апельсинами в авоське к выходу, то неожиданно остановился у двери и сказал: "Ну вы мне скажите, что с ними дальше-то будет? Я ведь теперь стану напрягать мозг…", – так заканчивала свой рассказ режиссер.
Напрягать мозг хочется и после новых "Двоих на качелях". В театральной постановке все сложилось и с диалогом смыслов, и с трогательно-взрывовоопасным артистическим дуэтом, и с ощутимой благодарной памятью ко всему, что было с этим сюжетом "до". И это, без сомнения, – радостное обновление.